Основы эволюционно-ориентированной терапии.

Это школа, своего рода традиция в связи с которой я волей-неволей связываю своё понимание внутренней карты, как своего сознания, так и сознания большинства людей, меня окружающих.
Картинки, упоминаемые в тексте к сожалению отсутствовали в ИСТОЧНИКЕ с которого брался этот текст. И если мной они в своё время были видимы и потому сейчас хорошо представляемы и понятны, то читающему всё это впервые человеку их возможно будет крайне не хватать. По возможности я попытаюсь со временем компенсировать этот недостаток.
Пока тут кое-какие комментарии.


 

Сергей Всехсвятский.
Основы эволюционно-ориентированной терапии.

Введение
Развитие психотерапии за последние годы привело к появлению большого числа "ориентированных" терапий: телесно-ориенти-рованная психотерапия, терапия, "ориентированная на процесс", А. Миндела, терапия, "центрированная на клиенте", и т. д. При всем многообразии разработанных техник и подходов большинство ветвей психотерапии достаточно невнятно отвечают на вопрос о начальной и конечной точке терапевтического процесса. Обычным критерием ответа на этот вопрос является степень адекватности клиента социуму. То есть сигналом для начала терапевтической работы является определенный уровень неадекватности, а моментом окончания - возвращение клиента в рамки социальной адекватности. Использование этого критерия встречает все большие возражения даже внутри самой психотерапии (примером может служить понятие "духовный кризис", которое Станислав Гроф пытается ввести в психотерапевтическую ткань как альтернативу понятию "душевная болезнь"). Эти возражения можно суммировать следующим образом:
1. Становится все труднее воспринимать состояние общественного сознания как "норму", как точку отсчета для индивидов. Общесоциальные болезни выглядят все более острыми, и состояние социума в целом уже можно оценить как "неадекватное".
2. Относительно единое в прошлом пространство общественного сознания становится все более маргинальным и раздробленным, тем самым еще более затрудняя выбор некоей "нормы".
3.Пожалуй, основным возражением является то, что ни личное, ни общественное сознание нельзя рассматривать как нечто статичное - они являются непрерывно эволюционирующими структура-ми. История дает нам много примеров, когда нечто, воспринимаемое социальным сознанием как отклонение и ересь, через короткое время становится нормой - достаточно вспомнить пример Галилея.
4. Скорость протекания социальных процессов в двадцатом веке возросла, и если раньше при выборе точки "нормы" эволюционной динамикой можно было пренебречь, то сейчас это невозможно.
Задачей настоящей статьи является описание принципов построения терапевтической модели и метода, учитывающих данные возражения, то есть в некотором смысле описание "эволюционно-ориентированной" психотерапии. Естественно, что масштаб статьи позволит представить только самые основные принципы, и изложенный в ней материал является скорее приглашением к диалогу для всех тех, кто интересуется общими вопросами эволюции сознания и воплощением эволюционных подходов в терапевтической практике.
Основным принципом эволюционно-ориентированной психотерапии является то, что,..., но аналогии с "презумпцией невиновности", можно назвать "презумпцией эволюционности": каким бы странным, болезненным и "ненормальным" нам ни казалось состояние сознания клиента, его необходимо рассматривать как имеющее априорную эволюционную ценность, как этап процесса развития индивида, в свою очередь являющийся частью эволюции всего человечества.
Чтобы этот принцип не остался пустым лозунгом, большая часть статьи будет посвящена описанию основных тенденции эволюции индивидуального сознания и структурной эволюции общечеловеческого сознания. После построения основных моделей будут изложены методологические подходы, вытекающие из этих моделей, то есть методология, учитывающая эволюционную изменчивость сознания.

Выбор способа описания.
Для описания процесса эволюции сознания мы будем использовать четыре шкалы.

  1. Шкала изменении состояния индивидуального сознания. От момента зачатия до момента смерти каждый человек проходит определенную последовательность разнообразных состояний сознания, в которой, при всех индивидуальных особенностях, можно выделить динамические инварианты (то есть параметры, зависимые от времени, но общие для большинства людей).
  2. Шкала изменений состояния социального сознания. Аналогично предыдущей шкале, и в динамике социального сознания можно выделить инвариантные параметры, общие для различных культур и народов.
  3. Энцефонографическая шкала. Ни в коем случае не редуцируя сознание к деятельности мозга, мы тем не менее можем заметить очень интересные связи между развитием и усложнением волновой картины мозга, с одной стороны, и динамикой соответствующих состояний сознания, с другой.
  4. Шкала языков сознания. Каждому этапу эволюции как индивидуального, так и социального сознания соответствует вполне определенный набор языков, которыми сознание пользуется для внутренней (между состояниями сознания) и внешней (между индивида-ми) коммуникации. Использование всех четырех шкал одновременно позволит нам построить целостное многомерное описание эволюции сознания в его онтогенетическом (развитие отдельного чело-века) и филогенетическом (эволюция всего человечества) аспектах.
Еще одной задачей, которую выбранный способ описания позволит нам решить, является максимально полное и детальное описание точки эволюционного развития, в которой человечество находится в настоящее время, а также оценка эволюционных перспектив.

Часть 1. Первая эволюционная пара: тенденция к фрагментации и тенденция к интеграции
Мы будем описывать фазы развития сознания через выявление эволюционных сил, играющих на этих фазах ключевую роль. Для первой фазы - формирования структуры сознания этими силами являются тенденция к фрагментации, то есть к формированию отдельных состояний сознания, и тенденция к интеграции этих состояний.

Дерево Жизни: ветвление сознания.
Если попытаться выделить основное различие между структурами сознания ребенка и взрослого человека, то скорее всего мы придем к следующему:
- сознание взрослого раздроблено на множество состояний, и все проявления, реакции, способности и т. д. в таком сознании являются "зависимыми от состояния" вплоть до того, что ту информацию, которую мы воспринимаем, когда нам грустно, нам легче вспомнить грустя, а то, что мы узнали, будучи веселыми, нам легче вспомнить веселясь;
- сознание ребенка, напротив, можно описать как "состояние без состояний" или как голографическое нефрагментированное сознание.
Естественно, что фрагментация сознания не возникает внезапно, - это есть непрерывный и, за редким исключением, плавный процесс, в котором можно выделить ряд этапов. Эти этапы очень интересно коррелируют с появлением новых частотных диапазонов в волновой динамике головного мозга.


  • 1 этап. Время единства. Этот этап продолжается первые (считая от зачатия) два года жизни и соответствует преобладанию дельта-активности на энцефалограмме. В это время разделение сознания минимально - настолько мало, что им можно пренебречь. Целостное сознание ребенка воспринимает мир как единый поток, не разделяя его на отдельные элементы.
  • 2 этап. Время выделения качеств. Временные рамки этого этапа таковы: 2 года - 5-7 лет. Он соответствует появлению и преобладанию тетта-активности на энцефалограмме. Ребенок учится выделять и узнавать в потоке жизни различные архетипические качества, причем само состояние целостности и единства пока не исчезает. Не изолируя отдельные детали мира, ребенок тем не менее начинает отличать качество женского от мужского, качество силы от слабости и т.д.
  • 3 этап. Время детального структурирования. Между 5-7 годами и периодом пубертации происходит дальнейшее нарастание фрагментации сознания, чему соответствует появление и преобладание альфа- и бетта-активности на энцефалограмме. Постепенно ребенок переносит свое внимание от качеств жизни к деталям формы. Создается и совершенствуется аппарат понятий и категорий, абстрактное мышление. Каждый кусочек жизни выделяется и получает в соответствие определенное понятие и имя. В результате этого процесса мы все больше и больше уходим от изначального единого нерасчлененного восприятия жизни и сосредоточиваемся на ее частях - фрагментах, тем самым формируя область структурированного сознания.
Во время периода пубертации заканчивается процесс формирования структуры индивидуального сознания. Многие параметры и функции будут меняться впоследствии, но, с точки зрения структуры, сознание взрослого человека и сознание подростка изоморфно.
К вышеизложенному необходимо сделать ряд замечаний:

Замечание 1. Все временные и качественные границы (кроме границы периода пубертации, которая достаточно четко выделена по времени и по качественным изменениям) являются плавными и нечеткими. Это, впрочем, не мешает выделению эволюционных этапов.
Замечание 2. Разделенность сознания присутствует даже на самом глубоком уровне, хотя границы между состояниями становятся хорошо определенными только в структурированной области.
Замечание 3. Это является одновременно и частотно-фазовой разверткой энцефалограммы.
До сих пор мы использовали первую и третью шкалы описания -Для создания многомерной картины сейчас нам нужно подключить к этим шкалам вторую (филогенетический аспект эволюции) и четвертую (эволюция языков сознания).

Формирование слоев сознания при развитии социального сознания происходило очень сходно с разобранным ранее онтогенетическим процессом. Другое было бы странно, поскольку широко известный в биологии закон - "онтогенез повторяет филогенез" - не ограничен чисто биологической эволюцией, а остается справедливым и для развития структуры сознания. Нам необходимо только найти соответствие между временными и качественными границами этапов онтогенеза и филогенеза.

  • Первый этап, этап единства, который в онтогенетическом процессе занимает два года, в процессе филогенетическом пришелся на миллионы лет биологической эволюции. Он закончился с появлением первых рисунков на стенах пещер и формированием образного мифологического восприятия в человеческом сообществе, т. е. приблизительно 50-100 тысяч лет назад (снова отметим условный, чисто качественный характер временных границ).
  • Второй этап, выделения качеств, длился несколько десятков тысяч лет и закончился появлением первой зачаточной письменности (то есть знакового, а не образного описания реальности) примерно 7-10 тысяч лет назад.
  • Третий этап. детальное структурирование реальности, продолжался последние несколько тысяч лет и закончился в двадцатом веке. Со структурной точки зрения последние сто лет филогенетического процесса эквивалентны периоду пубертации в процессе онтогенетическом. Это утверждение будет обосновано немного позднее.
Выделение отдельных состояний сознания происходит не столько через процесс дробления целого на части, сколько через процесс ветвления, а сама структура сознания напоминает дерево. В древнем мифологическом описании мира этот факт человечеству был известен очень давно. Он воплощался через архетипический образ Дерева Жизни, в той или иной форме присутствующий во всех культурах.

Языки сознания: разговор между ветвями.
Стремление сознания к фрагментации привело бы к полному эволюционному хаосу и к невозможности социальной организации, если бы не сопутствующее ему стремление к интеграции разветвившихся состояний. Чем жестче и четче выделены границы между состояниями и чем многообразнее калейдоскоп этих состояний, тем более важной становится задача общения между ветвями Дерева Жизни. В онтогенетическом процессе эволюции эта задача принимает форму организации передачи опыта, накопленного в различных состояниях сознания, между состояниями. Проще говоря - когда нам грустно, мы не должны забывать того, что узнали, когда нам было весело. В филогенетическом процессе задача коммуникации принимает форму структурирования, накопления и передачи опыта одних индивидов другим, без чего была бы невозможна социальная организация общества и существование всей нашей цивилизации.
Эту задачу во всех ее формах решает появление и развитие языков, т.е. процессов коммуникации между ветвями сознания. При этом каждый этап фрагментации, ветвления сознания получает адекватный механизм компенсации или интеграционный механизм, а имен-но набор языков.

  • Этап единства, на котором минимальный уровень ветвления все-таки присутствует, в качестве механизма коммуникации имеет языки ощущений и чувств. Их интеграционный потенциал является наиболее глубоким из всех языков сознания, что проявляется, в частности, в факте все более широкого использования телесно ориентированных техник и техник эмоциональной работы в современной психотерапии.
  • Этап выделения качеств порождает свою группу языков - языки образные, мифологические. На протяжении многих тысяч лет эти языки - легенды, предания, ритуалы - являлись для человека основным способом описания и познания жизни, накопления и передачи индивидуального и общечеловеческого опыта. Точно так же в онтогенетическом процессе образные языки - игры, фантазии, сказки - являются ведущими на соответствующем периоде детства.
  • И наконец, последний этап эволюции сознания, этап детального структурирования, на котором границы между состояниями сознания обретают окончательную четкость, вызывает к жизни новую группу языков - языки знаков, символов и слов. Рациональное, аналитическое мышление становится основным внутренним компенсаторным механизмом, а вербальное общение - основным внешним механизмом коммуникации.

Замечание 4. Понятие, "состояние сознания" изоморфно понятию "семантическое поле". Чем более жесткими и четкими становятся границы между состояниями сознания в процессе эволюции, тем более определенными становятся границы семантических полей в языках соответствующего этапа. И чем больше и многообразней Дерево Жизни разветвляется на отдельные состояния, тем изобильнее становятся словари языков и тем менее многозначными их структурные единицы. В языке ощущений и чувств всего, может быть, сотня "слов" и границы между ними практически неразличимы. В языке образов "слов" уже тысячи и границы между ними становятся все более определенными. Ну, а в словари современных знаковых языков входят уже сотни тысяч слов, многозначность семантических полей сведена к минимуму, а границы между словами и понятиями стали уже очень жесткими. Причем только за последние несколько сот лет количество структурных единиц языка (слов) возросло на порядок, что подтверждает тезис о быстром нарастании фрагментации сознания.
Замечание 5. Ведущими частотными диапазонами на энцефалограмме взрослого человека являются альфа (в состоянии покоя) и бета (в состоянии активности), чему соответствует вербальный процесс внешнего общения и ментальный внутреннего. Преобладающим способом путешествия в более глубокие слои сознания, соответствующие тетта- и дельта- диапазонам, является сон (возможными маргинальными альтернативами могут выступать принятие психоактивных веществ и сложные медитативные практики). При этом состоянию сна со снами, то есть естественному возникновению образного общения между состояниями сознания, соответствует тетта- (и отчасти альфа-) активность мозга. А состоянию глубокого сна без снов, при котором из всех языков сознания остается только язык ощущений (да и те не осознаются), соответствует дельта-активность мозга. Это описание хорошо согласуется с уже рассмотренной корреляцией появления частотных диапазонов на энцефалограмме и возникновения слоев сознания в онтогенетическом эволюционном процессе.
Замечание 6. Не менее интересными являются наблюдения за использованием различных языков сознания в психологии и психотерапии. Ранние аналитические школы ориентировались в основ-ном на использование вербальных и ментальных инструментов в терапевтической практике и запрещали телесные проявления и взаимодействие в процессе работы. Следующий этап в развитии психологии - юнгианский анализ и начало гуманистической психологии - связан с очень сильным интересом к образным языкам: работа со сновидениями, исследование и использование мифологических сюжетов, юнговская "песочница" и т.д. Развитие гуманистической и трансперсональной психологии привело к появлению большого количества телесно-ориентированных, танцевально-двигательных и других техник, использующих в основном языки чувств и ощущений. Наконец, в самое последнее время в психологической теории и психотерапевтической практике наиболее актуальной является задача построения многомерной языковой среды, трансформационного пространства, в котором могли бы найти свое творческое выражение все состояния сознания и которое обеспечивало бы общение между различными его слоями.

Осознание - цветок Дерева Жизни.
Рост Дерева порождает функцию, столь важную для последующей эволюции сознания, что её с полным правом можно назвать цветком Дерева Жизни. Эта функция - осознание. Описанный в предыдущих параграфах процесс ветвления приводит, в частности, к разделению изначально нерасчленённой голографической Среды сознания на субъект, имеющий трансцендентную, нематериальную, бесформенную природу, и объект сознания, являющийся совокупностью материальных и нематериальных форм. Для связи двух полюсов разделенной реальности необходима новая эволюционная функция - осознание. Эта функция плавно нарастает по мере формирования слоев сознания. Это легко увидеть: 

  • в доисторический период развития человечества, в первые два года жизни индивида и в глубоком сне без снов сознание практически отсутствует; 
  • в ранний исторический период развития, с двух до семи лет жизни, и во сне со снами осознание проявляется слабо, но отчет-ливо; 
  • и наконец, к концу двадцатого века, к концу периода пубертации и тем более у современного взрослого человека развитие осознания достигает своего (конечно, на данный момент) эволюционно-го максимума.
Процесс развития осознания очень сильно зависит от равновесия двух эволюционных тенденций, описанных в этой части статьи: тенденции к ветвлению сознания и тенденции к интеграции разветвлённых состояний. Нарушение баланса в ту или другую сторону отрицательно влияет на способность к осознаванию и в филогенетическом и в онтогенетическом аспекте эволюции.
При преобладании тенденции к фрагментации наступающий социальный хаос, анархия и напряжение отбрасывали сознание людей в сторону архаичных, инстинктивных моделей простого выживания. В эти эпохи осознание было не просто ненужной, а откровенно вредной способностью. Точно так же внутри отдельного человека преобладание тенденции к фрагментации над интеграционной приводит к расщеплению личности и другим проявлениям внутреннего хаоса, делающим осознание все более болезненным и в конечном счете невозможным.
Существуют два возможных выхода из этой ситуации. Либо восстановление эволюционного равновесия путем кристаллизации раздробленной ткани сознания вокруг диктатуры, "нового порядка", "сильной руки", здоровой части личного сознания. Либо - эволюционное растворение, поглощение другим народом, культурой или идеологией, болезнь и смерть индивида.
При преобладании тенденции к интеграции наступает замедление социального и внутреннего развития из-за закрытия от нового, "странного", "нарушающего традиции". При этом способность к осознанию тоже автоматически становится нежелательной и даже "подозрительной".
Результатом такого сдвига обычно является та или иная форма социального взрыва, направляющего общество в компенсаторную сторону - анархии, демократии и многообразия форм. А во внутреннем развитии - кризис смысла или духовный кризис, который в данном контексте имеет позитивную, трансформационную ценность.
Итак, способность к осознаванию, которая, как мы увидим позднее, является ключевой на следующей фазе эволюции, требует существования динамического равновесия в первой эволюционной паре: тенденции сознания к ветвлению и тенденции сознания к интеграции. Восстановление и поддержание такого равновесия является одной из основных терапевтических задач.

Часть 2. Вторая эволюционная пара: тенденция к обособлении) осознания и тенденция к осознанию Единого.

К концу двадцатого века филогенетический эволюционный процесс достиг точки, изоморфной окончанию периода пубертации в процессе онтогенетическом. Это утверждение мы будем доказывать несколькими способами: первый из них вытекает из наблюдений за шкалой языков сознания. Именно в двадцатом веке были развиты и нашли массовое применение искусственные языки - компьютерные, логические и многие другие, - в которых границы между семантическими полями приобрели абсолютную жесткость, а многозначность структурных единиц, присущая естественным языкам, была полностью устранена. То есть сознание достигло крайней точки шкалы "единство-разделенность". И этот факт, и хаотическое состояние социального сознания, и болезненность сознания индивидуального, и низкая эффективность социальных и индивидуальных попыток интеграции показывают нам, что определенная длительная фаза эволюции сознания закончилась. Дерево Жизни выросло и разветвилось. На нем вырос цветок осознания. Что дальше?
Для моделирования дальнейших эволюционных изменений нам необходимо перейти от описания структуры сознания, которая, как уже было подчеркнуто, не меняется после периода пубертации, к описанию изменений формы сознания. Эти изменения и дадут нам ключ к пониманию второй фазы эволюции сознания. Для описания формы нам нужно ввести новый параметр - мощность слоя сознания. Относительную величину этого параметра можно получить несколькими способами: 

  • во-первых, анализируя сравнительную частоту и яркость проявления различных слоев сознания в тот или иной момент личной или социальной истории; 
  • во-вторых, анализируя сравнительную частоту использования тех или иных языков сознания;
  •  в-третьих, и это является самым легким путем, но доступным, к сожалению, только для исследования онтогенетического процесса, анализируя спектрограммы энцефалограмм. Спектрограмма показывает относительную амплитуду волновой активности мозга для различных частотных диапазонов, что в свою очередь является отражением мощности различных слоев сознания.
Спектрограмма энцефалограммы взрослого человека представлена на рис. 1, и позволит нам прийти к более точной модели сознания. Анализ показывает естественность выделения трех основных слоев сознания и позволяет внести терминологические уточнения в их только сформированного самого молодого слоя дало человеку личное самосознание и возможность ощутить себя отдельным от всего остального, то термин "персональные" или "личный слой сознания" представляется вполне оправданным.
С другой стороны, самый древний и глубокий слой характерен полным отсутствием индивидуального осознания и личных проявлений, что делает вполне логичным использование названия "трансперсональный слой сознания".
Немного сложнее обстоит дело с промежуточным слоем, который ранее мы определили как "слой архетипических качеств". Этот слой является связующим звеном между структурой личного и океаном трансперсонального, универсальным переводчиком, транслирующим творческие импульсы из глубины сознания в знаки и формы, понятные ментальным механизмам. Присутствие в этом слое дает человеку ощущение причастности всему живому и связи со всеми людьми, что подтверждается наблюдением за детьми, у которых этот слой только формируется, и исследованием мифов и преданий, пришедших из далекого прошлого, когда этот слой был ведущим в общечеловеческом сознании. Этот слой нельзя отнести к чисто трансперсональному - "за-личностному" - потому, что личное восприятие на нем также присутствует, хотя чаще всего в искаженном и ослабленном виде. Все вышесказанное делает вполне естественным введение термина "интерперсональный слой сознания" при одновременном сохранении термина "архетипический слой".
Еще одним аргументом в пользу введения отдельного термина для обозначения слоя, связующего персональное и трансперсональное в сознании человека, является неоправданно широкое и неаккуратное использование слова "трансперсональное" в современной психологической литературе и практике. Это слово стало настолько модным и популярным, что используется для обозначения любого "странного" психического феномена или измененного состояния сознания. Истинно трансперсональный опыт является достаточно редким, а обычно измененные состояния сознания приводят к восприятию того или иного аспекта архетипического слоя.

Динамика формы сознания. Обособление осознания в утробе лично-сти.
Следующим шагом нашего изложения станет описание динамики формы сознания. Изменения формы являются плавными и постепенными, за исключением одного отрезка, который для нас представляет особенный интерес. Этот отрезок - период пубертации, на котором форма сознания меняется быстро и сильно. На рис. 3 представлено сравнительное изображение формы сознания перед (слева) и после (справа) периода пубертации, из которого видно, что в терминах эволюции сознания этот период приводит к расширению персонального слоя и резкому сужению архетипического слоя. Этот эволюционный сдвиг влечет за собой два очень важных следствия.
Следствие 1. Возникновение у подростка чувства отдельности от родителей, друзей, людей вообще; чувства непонятости и одиночества. Все эти чувства есть на самом деле симптомы выделения, обособления личности в океане трансперсонального и резко сузившегося связующего звена между персональным и трансперсональным. В дальнейшем они явятся мощным эволюционным мотиватором.
Следствие 2. С окончанием периода пубертации связан быстрый рост способности к осознанию и самоосознанию. Подросток чувствует неотложную потребность ответить на ряд экзистенциальных вопросов: Кто я? В чем смысл жизни вообще и именно моего личного существования? Что мною утеряно и что найдено сейчас, когда детство закончилось? И эти проявления становятся легко понятными в контексте изменений формы сознания. Функция осознания, которая у ребенка как бы "разлита" по всему пространству сознания, у подростка и далее у взрослого оказывается заключенной в почти замкнутое, ограниченное пространство личности. Тем самым за счет потери способности (хотя и очень слабо, но присутствующей у ребёнка) к осознанию архетипического и трансперсонального, повышается плотность и интенсивность личного осознания и самоосознания.
Сейчас мы вернемся к тезису изоморфности изменений формы сознания за период пубертации онтогенетического процесса и за последние сто лет процесса филогенетического. Не имея возможности отправиться в прошлое и исследовать мозговую деятельность людей девятнадцатого века, мы вынуждены использовать другие шкалы описания для обоснования этого тезиса.
Достаточно легко заметить тот факт, что за последние сто лет в социальном сознании резко изменилось соотношение проявлений архетипического слоя, характеризующихся использованием образных, мифологических, обрядовых языков, и персонального слоя, характеризующихся использованием языков знаковых, аналитических, формальных. Почти полное (особенно в развитых странах) исчезновение национальных и родовых ритуалов, народных костюмов, песен и танцев, диалектов, преданий и сказок свидетельствует о сильном сужении архетипического слоя в социальном сознании. С другой стороны, быстрое развитие науки, унификация и формализация всех сторон жизни человека, бюрократизация социума свидетельствует об усилении (если не сказать гипертрофии) персонального слоя вместе с соответствующими компенсаторными механизмами.
Таким образом, рис. 2 изображает не только различие формы индивидуального сознания до и после периода пубертации, но и различия формы социального сознания на отрезке 19 век - конец 20 века. Соответственно и оба следствия, сформулированные для индивидуального сознания, остаются справедливыми для сознания социального. Так же, как и любой подросток, человечество в целом мучается проблемами потери единства между людьми и людей и природы, потери ощущения смысла жизни и развития, экзистенциального одиночества и беспомощности. И так же, как и у любого подростка, у человечества проснулась и стала крепнуть способность осознавать жизнь, осознавать свои действия и нести за них ответственность. За эту способность мы заплатили дорогую цену, но, по-видимому, иначе было невозможно.
Попытка эволюционной экстраполяции.
Мы подошли к описанию эволюционных процессов, близких к нам по времени, что требует введения определенных предположений относительно направления эволюции. С одной стороны, у нас уже накопилось достаточное количество материала для попытки экстраполировать процесс эволюции, то есть описать возможные эволюционные сценарии ближайшего будущего. С другой, - известно, сколь неблагодарными оказываются большинство попыток будущее предсказывать. И тем не менее со всей возможной осторожностью мы двинемся вперед, сделав для подстраховки еще два замечания по поводу техник эволюционной экстраполяции.
Замечание 7. Описывая динамику любого эволюционного параметра, мы использовали его "среднее" значение, то есть значение, присущее социальному большинству, или значение, усредненное для определенной возрастной группы. Реальные значения этих параметров для реальных людей всегда подчиняются статистическим закономерностям (скорее всего, простому гауссовскому распределению), то есть в социуме всегда есть люди со значительным отклонением тех или иных параметров от среднего (например, большей или меньшей степенью ветвления сознания, большей или меньшей способностью к осознаванию). Зная направление изменения усреднённого значения какого-либо эволюционного параметра и зная закономерность осуществления маргинальной социальной группы, уже имеющей измененное значение этого параметра, можно предположить, что в недалеком будущем эти закономерности можно будет заметить в большей части социума.
Замечание 8. Повсюду в этой статье мы придерживались правила параллельного изложения динамики онтогенетического и филогенетического процессов. Сейчас настало время изменить формулировку основного закона связи между ними. Вместо "онтогенез повторяет филогенез" точнее будет сказать, что онтогенетический и филогенетический процессы зеркально отражают друг друга и являются параллельными проявлениями общей структурной эволюции сознания. Как было показано ранее, филогенетический процесс к концу двадцатого века привел нас в точку, эквивалентную концу периода пубертации, то есть "трудному подростковому периоду". Но в онтогенетическом процессе нам известны и последующие точки! То есть наблюдение за различными вариантами онтогенетического развития позволит нам сформулировать различные филогенетические сценарии.
Переход от первой эволюционной фазы ко второй, то есть период пубертации личного развития или последние сто лет развития социального, характеризуется изменением направления сознания. Многие тысячи лет человечество занималось изучением и познанием многогранного мира форм, его окружающего, снаряжая экспедиции во все уголки земли, открывая и описывая бесчисленные виды растений и животных, делая все новые технические открытия. Будто какая-то сила заставляла людей забраться во все мельчайшие проявления формы, осознать их, дать им имя и место в картине мира. Апогей этого процесса пришелся на вторую половину девятнадцатого века, когда наука всерьез подумывала о том, чтобы объявить процесс познания форм завершенным. Мы все знаем, что за этим последовало. Появился Эйнштейн, квантовая физика, и столь твердое, уютное, радующее глаз здание науки рассыпалось и растворилось в зыбком пространстве волновых теорий. Но одновременно с Эйнштейном появился Фрейд, который отвлек внимание людей от рассыпающегося мира внешних форм и предложил им осознать и исследовать мир форм внутренних - совокупность личностных структур. Тем самым (см. рис. 1) произошел поворот осознания на девяносто градусов. Быстро поняв, что мир форм или субъектов внутренних точно так же не дает возможности обрести утраченное единство, как и мир субъектов внешних, осознание развернулось еще на девяносто градусов и оказалось направленным на архетипическое и трансперсональное. Произошло это с появлением аналитической психологии Юнга, столь большое внимание уделяющей мифам, снам, образам и т. п., и особенно с появлением гуманистической и трансперсональной психологии, впрямую сосредоточившихся на работе с глубинными слоями сознания.
Описанный процесс подтверждает тезис замечания 7. Во все века, во всех народах и культурах были отдельные люди и группы людей, занимающиеся познанием трансперсонального и трансцендентного. Но их деятельность в подавляющем большинстве случаев имела закрытый, эзотерический характер и, мягко говоря, не приветствовалась социумом (вспомнить хотя бы Сократа и Христа). Конечно, нельзя сказать, что в настоящее время принципы трансперсональной психологии разделяет большинство людей. Но их количество постоянно и быстро растет, издаются книги, проводятся семинары, то есть медиана социального сознания наконец-то приближается к той точке, в которой раньше были лишь единицы.
Очень похожие изменения в направленности осознания происходят и в личном развитии. Осознание ребенка направлено вовне на мир внешних форм, он активно исследует и познает его. Способность к рефлексии на этом этапе минимальна и скорее всего является эволюционно ненужной. После пубертатного периода интерес к внешним формам заметно угасает, но возникает интерес к формам внутренним, желание "разобраться в себе". Если это исследование обеспечивается адекватными инструментами, то личность, его проводящая, очень быстро понимает: тайна, которую она стремится постичь, то утерянное Единое, которое она так стремится найти, находится в глубине сознания.
Таким образом, в начале второй эволюционной фазы осознание изменяет направление на противоположное, меняя ориентацию с объектов на субъект, с мира внешних форм через личностный слой сознания на трансперсональный слой.
Это приводит к абсолютно иному качеству эволюционного процесса. И самое главное отличие состоит в том, что эволюционный процесс оказался интернализован личностью, тем самым сильно ускорившись, так как его объектами оказались не инерционные биологические структуры, а текущие и быстро изменяющиеся структуры личностного слоя сознания. Интернализация произошла в два этапа: сначала процесс ветвления сознания создал внутри каждой личности все эволюционное многообразие (о эта толпа субличностей, знакомая каждому исследователю собственного эго!), а затем процесс разворота осознания оказался той закваской, от которой бульон структур личности пришел в быстрое движение.
Сейчас мы готовы сделать два основных предположения относительно направления и характера эволюции сознания на второй фазе.
Предположение I. Ближайшей крупной эволюционной целью является расширение осознания за пределы персонального слоя, его переход в трансперсональное и, в конечном счете, осознание единства и целостности Дерева Жизни, то есть всей структуры сознания.
Это предположение выглядит хорошо обоснованным, так как трудно представить, что осознание, совершив поворот к трансцендентному и трансперсональному, сможет остановиться на полпути, не дойдя до корней Дерева Жизни, то есть до восстановления целостности всей структуры сознания.
В качестве исторической ссылки, также подтверждающей это предположение, можно сослаться на формулировку Гегеля, который сказал, что "эволюция есть не что иное, как попытка Мирового Духа осознать самого себя".
Чтобы сделать следующее предположение о процессе перехода осознания в трансперсональное, мы воспользуемся другим метафорическим рядом, не менее древним, красивым и глубоким, чем метафора Дерева Жизни. Это метафора Второго или Духовного Рождения.
Предположение 2. Процесс перехода осознания из персонального слоя сознания в трансперсональный изоморфен процессу физического рождения.
В этом изоморфизме личность играет роль утробы, осознание -младенца, архетипический слой сознания - родового канала, а трансперсональный - внешнего мира, в который младенец рождается.
Попробуем обосновать это столь поэтическое, а следовательно, достаточно рискованное с научной точки зрения предположение.
Метафора Второго Рождения, так же как и метафора Дерева Жизни, является одной из самых универсальных, встречаясь в мифологических, религиозных и мистических системах многих народов и культур. Однако она всегда принадлежала к более тайным, эзотерическим разделам этих систем, что и неудивительно, так как она описывает более поздний этап эволюции сознания, до конца которого доходили только единицы, а метафора Дерева Жизни описывает этап, через который проходят все.
В контексте метафоры Второго Рождения становится очень легко понять эволюционную роль обособления осознания в утробе личности и сужения архетипического слоя сознания (отметим в скобках, что этот процесс для каждого из нас является очень болезненным, а человечество в целом в двадцатом веке он привел на грань катастрофы, поэтому непосредственно увидеть его эволюционную ценность не так то просто).
Как младенцу необходимо провести в утробе матери все девять месяцев, а преждевременные роды ставят под угрозу здоровье и саму жизнь новорожденного, так и осознанию необходимо провести определенный отрезок времени внутри утробы личности, а преждевременный контакт осознания с архетипическими и трансперсональными феноменами может разрушить функцию осознания и психическое здоровье личности. Как сказал английский психотерапевт Лэннг, "мистики и шизофреники попадают в один океан, но мистики в нем плавают, а шизофреники - тонут".
Если человек, обладающий слабым осознанием и не полностью сформированной структурой личности, каким-либо образом (например, в результате эмоциональной травмы, злоупотребления психоделиками или неаккуратного применения сильнодействующих медитативных практик) проделает в стенах своей личности "дыру", то его осознание будет захлестнуто океаном архетипического и трансперсонального материала. В этой ситуации чаще всего у этого человека наступает дезинтеграция личности и социальная дезадаптация, а способность к осознаванию быстро угасает, то есть такой человек теряет свою роль в общем эволюционном процессе.
Сколько же времени протекает "духовная беременность"? Каковы условия ее успешного протекания? Как готовиться к родам самой "беременной" личности? На два последних вопроса мы попытаемся дать ответ в следующей части статьи. Определенный ответ на первый вопрос дать еще трудно за недостатком статистики, но более или менее грубая оценка, данная на основании анализа исторических сведений (см., например, книгу Бенна "Космическое сознание"), приводит нас к цифре 20-25 лет. То есть человек, прожив 20-25 лет после периода пубертации, реализовавшись социально, обретя необходимые навыки формы, силу и гибкость личности и зрелость осознания, приходит к возможности полной трансформации сознания и реализации своего эволюционного потенциала.
А как Второе Рождение может выглядеть в поле филогенетического процесса? Многие тысячи лет своего развития человечество в целом не замечало того факта, что функция осознания ограничена фильтрами и блоками личностной структуры, что осознание развивается внутри утробы личности (как и младенец, согласно трансперсональной психологии, в первые месяцы беременности не замечает стенок материальной утробы, ощущая себя плывущим в бесконечном океане). Чтобы замерить границы личности, нужно было обладать либо очень сильным осознанием - и тогда человек попадал в категорию "мистиков", либо очень пораженной,деформированной личностной структурой- и тогда он попадал в категорию "шизофреников". И та, и другая категория были маргинальными и подозрительными социуму, и на протяжении всей истории социум пытался взять их под контроль, а время от времени и откровенно уничтожить.
Ситуация изменилась совсем недавно. Во второй половине двадцатого века все больше и больше людей со здоровой личностной структурой и хорошим уровнем социальной адаптации стали осознавать, что что-то им мешает в их развитии. Сначала эти помехи и ограничения были приписаны недостаткам личностной и социальной структуры, но достаточно быстро стало понятно, что эти ограничения присущи любой, даже самой здоровой личности. Человечество столкнулось со значительным эволюционным феноменом - осознание переросло границы личности, его заключающей, и стало достаточно зрелым, чтобы эти границы заметить. Причем этот факт справедлив для самых различных социальных групп, то есть его можно считать и феноменом филогенетического процесса. Человечество достигло девятого месяца беременности. Младенец осознания занял все пространство в утробе личности и стал натыкаться на ее стенки.
Как и положено по достижению конца беременности, в тот момент, когда младенцу становится слишком тесно в материнской утробе, начинаются схватки. История двадцатого века, с ее периодическим чередованием войны и мира, очень напоминает родовые схватки в масштабе всего человечества. Причем сейчас мы находимся в их самом трудном периоде - так называемой второй перинатальной матрице (см. труды Грофа) - фазе родов, в которой схватки уже идут, а родовой канал еще не открыт. Вот очень точное описание состояния сознания многих людей и целых социальных групп и ближайшая эволюционная перспектива всего человечества. Старые личностно-ориентированные способы внутренней и социальной организации сознания уже не работают, а новые, трансперсонально-ориентированные, еще неясны или недостаточно эффективны.

Равновесие тенденции к обособлению осознания и тенденции к его расширению.
В конце первой части мы показали, что развитие осознания очень сильно зависит от баланса в первой эволюционной паре: ветвления сознания и интеграции разветвившихся состояний. Похожий закон можно сформулировать и для второй фазы эволюции: для дальнейшего развития осознания необходимо равновесие во второй эволюционной паре: тенденции к обособлению осознания в утробе личности и тенденции к расширению осознания и трансцендированию границ личности.
Действительно, если стремление к обособлению окажется сильнее, то есть архетипическое связующее звено станет чрезмерно зауженным, то личность окажется почти отрезанной от творческих импульсов трансперсонального. Сок жизни перестанет достигать кроны Дерева, личность окажется сухой и бесплодной, и цветок осознания завянет, едва распустившись. В переводе с метафорического языка это значит, что такой человек, даже обладая сильным ментальным компенсаторным механизмом и способностью к осознанию мира внешних форм, с меньшей вероятностью сможет развернуть осознание, направив его вглубь, так как для него этот процесс будет слишком мучительным из-за жесткости личностных структур.
То же самое может произойти и на социальном уровне, что показывает пример развитых стран, в которых общественные проявления архетипического слоя оказались практически разрушены. В этих этносах высокая структурная эффективность сочетается с потерей смысла деятельности, экзистенциальной пустотой, высоким уровнем самоубийств и другими симптомами личностной деформации. При этом государственная бюрократическая структура является косной, высокоинерционной, инстинктивно блокируя попытки социального самоосознания.
С другой стороны, недостаточное обособление личности приводит к тому, что незрелая функция осознания находится под постоянной угрозой растворения в волнах трансперсонального, а несформированные компенсаторные механизмы оказываются не в силах интегрировать архетипический и трансперсональный материал в социальную реальность.
Этнос, имеющий недостаточно обособленный персональный слой сознания, со всем присущим ему набором высокоэффективных механизмов структурирования и преобразования мира формы, не может достичь уровня благосостояния, необходимого для интровертного, направленного внутрь, развития осознания.

Заключение. Садовники и Акушеры: методология эволюционно-ориентированной психотерапии.
Изложенные в этой статье модели эволюционной динамики сознания дают жизнь естественной и эффективной методологии терапевтической работы. Эта методология является целостной, так как охватывает все слои и аспекты сознания; гибкой, так как рассматривает ситуацию клиента в контексте его личной и общесоциальной эволюции; эффективной, так как следует за естественными эволюционными силами, формирующими структуру сознания клиента. Подробное изложение этой методологии выходит далеко за рамки статьи, поэтому здесь мы ограничимся коротким метафорическим описанием изменения сути психотерапевтической работы на протяжении двадцатого века.
Исходные основополагающие принципы психотерапии сформировались еще в конце девятнадцатою века, то есть в конце первой фазы эволюционного процесса. По своей природе это скорее принципы Садовника Дерева Жизни. Для них характерна большая зависимость и пассивность клиента и большая ответственность терапевта и степень контроля с его стороны, что было естественным и оправданным для невысокой степени развития осознания. В связи с резким ускорением эволюционного развития в двадцатом веке старые принципы необходимо дополнить новыми, эволюционно-ориентированными принципами Акушера Второго Рождения. Для этих принципов характерны признание большей ответственности и свободы клиента и творческий, равноправный союз терапевта и клиента. Контроль над состоянием клиента сменяется поддержкой осознанно выбранного клиентом пути развития.

Меняется и мотивация начала терапевтического процесса. Вместо высокого уровня неадекватности в качестве сигнала для начала терапии выступает осознанное решение хорошо адаптированного человека обратиться за профессиональной помощью на период трансформации сознания. Можно сказать, что мы стоим на пороге возникновения новой науки - трансформационной работы, являющейся синтезом трех областей человеческого знания: психотерапии, с ее ориентацией на личностное психическое здоровье; социальной работы, с ориентацией на социальную адаптацию; и мистического и религиозного знания, с ориентацией на обретение экзистенциальной мудрости и осознание единства всего сущего. Трансформационная работа - наука и искусство эволюционных изменений: смены форм и (по аналогии со словом "трансперсональное" - "заличное") выхода за пределы форм в Единое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий